Власова Н. В., Новокрещенова Г. А.
Для цитирования: Власова Н. В., Новокрещенова Г. А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с разными видами аддиктивного поведения // Психопедагогика в правоохранительнх органах. 2019. Т. 24, № 4(79). С. 362–368. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14002
Citation: Vlasova N.V., Novokreshchenova G. A. Comparative Analysis of Value Attitudes among Juveniles with Different Types of Addictive Behaviour. Psychopedagogy in Law Enforcement. Pp. 362–368 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14002
Реферат
Введение. Распространение аддиктивного поведения среди подростков является серьезной проблемой современного общества. Рост преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, агрессивных и асоциальных поступков, являющихся следствием компьютерной зависимости, аутодеструктивное поведение несовершеннолетних, выражающееся в пищевой зависимости, свидетельствуют о том, что требуются более эффективные и многосторонние исследования в этой области. Материалы и методы. Обследованы 280 обучающихся средних общеобразовательных школ г. Москвы и Московской области в возрасте 13–15 лет. Склонности к зависимому поведению подростков выявлялись по методике Г. В. Лозовой. Были сформированы 3 группы подростков (по 30 человек), продемонстрировавших довольно высокие показатели (20–25 баллов) по склонностям к следующим видам зависимости: 1) наркотическая (средний показатель 22,3), 2) интернет- и компьютерная зависимость (средний показатель 24,0), 3) пищевая (средний показатель 22,5). Ценностные ориентации изучались при помощи методики М. Рокича. Результаты и обсуждение. В группах подростков со склонностью к компьютерной зависимости, пищевой аддикции и наркотизации ценностные ориентации имеют сходные черты. Подростки со склонностью к данным видам зависимости обладают сниженным стремлением к ответственности и самоконтролю, характеризуются недооцениванием своих возможностей, неспособностью выстраивать планы на будущее, несформированностью такой ценности, как семья. У подростков исследованных групп выявлены черты эгоцентризма, нежелание считаться и ориентироваться на интересы и ценности других, а равнодушие по отношению к окружающим сочетается с ожиданием быть безусловно принятыми в обществе, получить социальное одобрение и принятие. Обнаружен также и ряд специфических искажений в сфере ценностных ориентаций, характерных для каждого конкретного вида аддиктивного поведения. Выводы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке общих и специальных профилактических программ для подростков группы риска по аддиктивному поведению.
Основные положения:
1. Система ценностных ориентаций представляет собой центральную часть развивающейся личности подростка, являясь детерминирующей в определении его поведения, отношения к себе, окружающим, моральным и этическим нормам. Специфическая деформация ценностных ориентаций приводит к формированию у подростка склонности к аддиктивному поведению.
2. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с различными видами зависимости позволяет выделить общие черты их негативного характера, а также определить комплексные профилактические меры по предупреждению зависимого поведения в целом. В то же время отличия в системе ценностей подростков с разными видами аддиктивного поведения дают основания для формирования специальных превентивных программ.
Ключевые слова: ценностные ориентации, подростки, аддиктивное поведение. интернет-зависимость, склонность к аддикции.
19.00.06 Юридическая психология
Ссылки
1. Burman S. The challenge of sobriety: natural recovery without treatment and self-help groups. J. Subst. Abuse. Vol. 9. 1997. Рp. 13–17.
2. Cunningham J. A. Remissions from drug dependence: is treatment a prerequisite? Drug Alcohol Depend. Vol. 59. № 3. 2000. Рp. 86–95.
3. Руководство для врачей-психотерапевтов / под ред. Р. К. Назырова, Д. А. Федоряка, С. В. Ляшковской. СПб., 2012. 310 с.
4. Фетискин Н. П., Миронова Т. И., Шепелева С. В. Психодиагностика детско-молодежной девиантности. М., 2017. 250 с.
5. Змановская Е. В. Эмпирическое обоснование структурно-динамической концепции девиантного поведения // Медикобиологическая и социально-психологическая проблема безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 4. С. 96–102.
6. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2007. № 1. С. 8–15.
7. Антилогова Л. Н. Ценностные ориентации как форма выражения нравственности личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4(67). С. 23–25.
8. Буслаева Е. Л. Проблема формирования жизненных ценностей в современной науке // Бюллетень науки и практики. 2016. № 10(11). С. 373–376.
9. Власова Н. В. Психологический аспект исследования интернет-зависимого поведения подростков // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2014. № 1. С. 49–54.
10. Калиниченко О. Ю., Малыгин В. Л. Аддиктивное поведение: определение, модели, факторы риска // Вестник новых медицинских технологий. 2005. № 3–4. С. 36–38.
11. Власова Н. В. Феноменологический подход в изучении экзистенциальных проблем современного подростка // Социальное положение детей, подростков и молодежи в современном обществе : сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 2010. С. 164–165.
12. Ошевский Д. С., Балашова Е. О. Искажение ценностных ориентаций как фактор риска употребления подростками психоактивных веществ // Психология и право. 2012. № 2. С. 20–24.
13. Малыгин В. Л., Меркурьева Ю. А., Искандирова А. Б. и др. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернетзависимым поведением // Медицинская психология в России : электрон. науч. журнал. 2015. № 4(33). C. 9–15. URL: http://mprj.ru.
14. Менделевич В. Д. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб., 2007. 768 с.
15. Шпагина Е. М. Информационная безопасность в контексте защиты прав детей в Российской Федерации // Психология и право. 2016. Т. 6, № 4. С. 86–94.
Поступила 12.03.2019