Отношение несовершеннолетних осужденных женского пола к поведению и методам воспитания родителей

Автор:  Зауторова Э. В.

Для цитирования: Зауторова Э. В. Отношение несовершеннолетних осужденных женского пола к поведению и методам воспитания родителей // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3(78). С. 300–305. DOI 10. 24411/1999-6241-2019-13009

Citation: Zautorova E. V. Female Juvenile Convicts’ Attitude to their Parents’ Behaviour and Methods of Upbringing. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 3(78). 2019. Рр. 300–305. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13009

Скачать статью: Отношение несовершеннолетних осужденных женского пола к поведению и методам воспитания родителей

Введение.  Статья посвящена вопросам изучения отношения осужденных девушек несовершеннолетнего возраста, находящихся в воспитательной колонии, к поведению родителей и методам воспитания, используемым последними, что в значительной степени поможет понять причины преступного поведения подростков и обеспечить поиск путей для коррекции отношений между детьми и родителями в целях исправления несовершеннолетних. Материалы и методы. Изучение феномена осуществлялось с помощью модифицированной проективной методики ADOR «Подростки о родителях» (воспитательная колония УФСИН России по Белгородской области, следственный изолятор УФСИН России по Вологодской области; в опросе участвовал 21 человек). Результаты и обсуждение.  Выявлено, что осужденные девушки пользуются высоким позитивным интересом со стороны родителей; насилие, жестокость практически отсутствуют в их семьях. При этом отцы проявляют большую строгость к девушкам, чем матери. Взаимоотношения родителей и девушек варьируют от излишней заботы до безразличия. К тому же несовершеннолетние осознают, что в некоторой степени самостоятельны в своем поведении и принятии решений. Полученные данные позволяют предположить, что в семьях респондентов могли существовать как враждебные, так и эмоционально-холодные отношения. Вместе с тем в изучаемых семьях эмоциональное принятие родителями детей довольно высокое. Несмотря на совершение девушками преступления, родители продолжают поддерживать их. Выводы. В качестве важнейшей предпосылки формирования отклоняющегося поведения девушек признан полученный в детстве опыт неблагополучного воспитания в родительской семье, вследствие чего появляется вероятность устойчивого асоциального поведения у таких девушек и возникновения серьезных проблем в создании гармоничной стабильной семьи.

Основные положения:

  1. Изучение отношения несовершеннолетних осужденных женского пола, находящихся в условиях исправительного учреждения, к поведению родителей и методам воспитания, используемым ими, может помочь понять причины преступного поведения девушек и обеспечить поиск путей для коррекции отношений между детьми и родителями в целях исправления несовершеннолетних.
  2. В настоящее время в целях предотвращения возможностей возникновения серьезных проблем в создании гармоничной стабильной семьи появляется необходимость разработки и внедрения в практику программ, направленных на исключение воспроизводства негативных образцов внутрисемейного взаимодействия в будущей семейной жизни несовершеннолетних осужденных женского пола.

Ключевые слова:  воспитательная колония; несовершеннолетние осужденные женского пола; становление личности; понимание семьи; семейные отношения; коррекция взглядов на внутрисемейное взаимодействие; будущая семейная жизнь.

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

Ссылки:

  1. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. 368 с. 2. Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М., 1968. С. 16–38.
  2. Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве : учеб. пособие. М., 1983. 80 с.
  3. Буторина Н. Е., Дедков Е. Д. Особенности девиантного поведения как клинического проявления пубертатного криза // Саморазрушающee поведение у подростков : сб. науч. тр. Л., 1991. C. 21–28.
  4. Игошев К. Е. Воспитание правовых чувств молодежи и его значение для профилактики правонарушений // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977. С. 106–107.
  5. Кузнецова И. А., Хмельницкая В. А. Проблемы изучения психодинамики личности несовершеннолетних осужденных // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 3. С. 107–110.
  6. Щербаков Е. А. Психолого-педагогические условия ресоциализации несовершеннолетних осужденных : дис. … канд. психол. наук. Самара, 2009. 242 с.
  7. Зауторова Э. В. К вопросу о понимании семьи несовершеннолетними осужденными // Глобальный научный потенциал. 2018. № 7(88). С. 13–16.
  8. Шайкова М. В. Девиантное поведение личности несовершеннолетних женского пола и пути его коррекции : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1995. 21 с.
  9. Ковтуненко Л. В., Коломенцев Д. В. Роль семьи в воспитании и исправлении несовершеннолетних осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 4. С. 15–21.
  10. Гурко Т. А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 23–34.
  11. Данакин Н. С. Социально-психологическая характеристика осужденных молодежного возраста и особенности их перевоспитания. М., 2012. 416 с.
  12. Розанов В. В. Семейный вопрос в России. М., 2012. 829 с.
  13. Сергеева Т. Ю. Формирование положительных представлений о семейных взаимоотношениях у несовершеннолетних осужденных // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С. 487–490.
  14. Шмидт В. В., Шмидт В. Р., Кузнецова И. А. Проблемы социальной работы с семьей осужденного подростка : метод. мат-лы. Пермь, 2010. 39 с.
  15. Belsky J. Early human experimen: a family perspective. Developmental psychology. Vol. 17, Nо. 1, 1981. Рp. 3–23.
  16. Glick P. C. Updating the life cycle of the family Journal of marriage and the Family. Vol. 39, Nо. 1, 1977. Рp. 5–14.
  17. Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» // Психогигиена и психопрофилактика : сб. науч. тр. / под ред. В. К. Мягер и др. Л., 1983. С. 21–26.
  18. Самсонова П. М. Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье : в 2 ч. М., 2005. Ч. 2. 560 с.
  19. Горьковая И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал.1994. Т. 15, № 2 (март-апрель). С. 57–65.
  20. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Подростки о родителях. СПб., 2001. URL: http://psytests.org/family/ adorM.html (дата обращения: 01.07.2018).
  21. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002. 992 с.

Поступила 22.08.2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *