Конкурсы профессионального мастерства в высшем учебном заведении ГПС МЧС России: методика организации, опыт проведения

Авторы: Булгаков В. В., Костяев А. А.

Для цитирования:  Булгаков В. В., Костяев А. А. Конкурсы профессионального мастерства в высшем учебном заведении ГПС МЧС России: методика организации, опыт проведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3(78). С. 312–318. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13011

Citation: Bulgakov V. V., Kostyaev A. A. Professional Skills Contests at the Higher Educational Institution of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters: the Organization Methodology and Experience. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2019. Vol. 24, No 3(78). Pp. 312–318. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13011

Скачать статью: Конкурсы профессионального мастерства в высшем учебном заведении ГПС МЧС России: методика организации, опыт проведения

Реферат

Введение. Традиционная форма обучения не в полной мере обеспечивает качественную подготовку. Повышение качества подготовки выпускников ведомственных высших учебных заведений ГПС МЧС России требует внедрения новых форм обучения и внеучебной работы, нацеленной на формирование профессиональной направленности и мотивации курсантов к освоению профессиональных знаний, умений и навыков. В Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России уделяется особое внимание внеучебным мероприятиям, к которым относятся олимпиады и конкурсы профессионального мастерства. Материалы, результаты и обсуждение. Представлены методика организации, опыт проведения и результаты конкурса профессионального мастерства «Практический пожарный тест», который позволяет продемонстрировать курсантам в режиме соревнования профессиональные знания, практические умения и навыки в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ. Особенностью практического пожарного теста по сравнению с традиционной системой подготовки, предусматривающей выполнение отдельных профессионально-прикладных практических упражнений или нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке, является комплексное и последовательное выполнение практических упражнений, моделирующих порядок и условия работы на реальном пожаре. Результаты проведения конкурса профессионального мастерства «Практический пожарный тест» показали наличие у курсантов значительного интереса к данному виду профессиональной подготовки. Выводы. Практический пожарный тест, реализующий элементы контекстного и рефлексивного обучения в виде игровой формы его проведения, имеет выраженную профессиональную направленность и формирует мотивацию курсантов к профессиональной деятельности.

Основные положения:

  1. Для решения проблемы качества подготовки выпускников образовательных организаций Государственной противопожарной службы МЧС России предложено использовать конкурсы профессионального мастерства, относящиеся к внеучебной деятельности, для формирования профессиональной направленности и мотивации курсантов к освоению профессиональных знаний, умений и навыков.
  2. В целях формирования у курсантов профессиональных знаний, практических умений и навыков в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ разработана методика и организован конкурс профессионального мастерства «Практический пожарный тест», реализующий игровую форму в виде групповых соревнований.
  3. Результаты апробации конкурса профессионального мастерства «Практический пожарный тест» показали наличие у курсантов значительного интереса к данному виду профессиональной подготовки, который выражается в активном участии курсантов в соревнованиях, реализующих элементы контекстного и рефлексивного обучения в виде игровой формы его проведения, направленных на формирование мотивации курсантов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства;  внеучебная деятельность;  мотивация курсантов;  профессиональная направленность.

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

Ссылки:

  1. Галлямова О. Н. Профессиональная подготовка специалистов техносферной безопасности в вузе с использованием интегративного подхода к обучению : автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2013. 23 с.
  2. Стрельцов О. В., Лазарева Э. В. Оценка профессиональной подготовленности выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2, № 1(4). С. 289–293.
  3. Порошин А. А., Шишков М. В., Стрельцов О. В., Лазарева Э. В., Рюмина С. И. Методика оценки готовности к профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Актуальные проблемы пожарной безопасности : сб. мат-лов XXVIII междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Балашиха, 2016. Ч. 1. С. 7–16.
  4. Иванова Г. П., Логвинова О. К. Внеучебная деятельность современного вуза в контексте социально-педагогического подхода // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 21–25.
  5. Белошапка Р. А. Внеучебная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 1(46). С. 20–23.
  6. Проходимова Е. М., Зуев А. В., Кунах М. В. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у курсантов вузов МЧС России // Научное мнение. 2014. № 6. С. 212–215.
  7. Кокшарова М. Ю. Проведение конкурсов профессионального мастерства с использованием методики worldskills на примере педагогических специальностей // Концепт. 2016. Т. 46. С. 192–201.
  8. Мефодьева А. К. Конкурсы профессионального мастерства как элемент профессиональной социализации будущих специалистов строителей // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики : сб. мат-лов 11-й междунар. науч.-практ. конф. : в 2 кн. / под общ. ред. Е. А. Корчагина, Р. С. Сафина. Казань, 2017. С. 62–66. Кн. 1.
  9. Ильиных Е. В. Конкурсы профессионального мастерства как средство формирования мотивационной готовности студентов к осуществлению ими трудовой деятельности (на примере лесопромышленного техникума Комсомольска-на-Амуре) // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 281–289.
  10. Иванова И. Г. Организация и проведение конкурсов профмастерства в медицинском колледже // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 1(52). С. 56–58.
  11. Воронов Д. А. Педагогическое сопровождение процесса развития профессионально значимых личностных качеств у курсантов в процессе обучения в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5(54). С. 150–151.
  12. Малый И. А., Потемкина О. В., Ермилов А. В. Методы развития профессионально значимых качеств у курсантов вуза МЧС России с применением программного обеспечения // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. № 1. С. 144–149.
  13. Ермилов А. В. Педагогические условия формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов в вузе государственной противопожарной службы МЧС России // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3(27). С. 81–88. 14. Осинцева Л. М., Литвинов В. А. Роль межгрупповых соревнований в мотивации обучающихся (на примере Барнаульского юридического института МВД России) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 34–39.
  14. Чигрина И. Ю. Проблемы адаптации курсантов первого года обучения высших военных учебных заведений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 70–72.
  15. Проходимова Е. М. Оценочные показатели адаптации в процессе профессиональной подготовки обучающихся в системе образовательных организаций МЧС России // Научное мнение. 2014. № 9-2. С. 169–172.
  16. Терещенко Е. С., Кечкин Ю. В., Каменев А. С. К вопросу адаптации курсантов первого года обучения в высшем учебном заведении // Перспективы интеграции науки и практики. 2015. № 2. С. 21–26.
  17. Суровегин А. В. Роль познавательной мотивации в процессе формирования профессионального интереса курсантов вузов МЧС России // Научный поиск. 2014. № 2.4. С. 51–53.
  18. Шленков А. В., Зайкин Р. Г. Влияние профессионально-прикладной физической подготовки на эффективность профессиональной деятельности кадрового состава // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2015. № 1(26). С. 18–23.
  19. Жернаков Д. В., Лагунов А. Н., Уколов А. В. Формирование профессионально важных качеств курсантов Сибирской пожарноспасательной академии ГПС МЧС России средствами физической подготовки // Инновационная наука. 2016. № 9(21). С. 309–312. 21. Аганов С. С., Довженко М. С. Основные аспекты профессионально-прикладной физической подготовки курсантов ВУЗов ГПС МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2015. № 2(27). С. 42–44.
  20. Осокин Д. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из основных предметов, обеспечивающих формирование необходимых навыков и умений курсантов СПСА — филиала СПБУ ГПС МЧС России // Science Time. 2015. № 1(13). С. 347–355.
  21. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение : монография. М., 1999. 75 с.
  22. Кашко Т. В. Особенности формирования мотивации к обучению у курсантов вузов МЧС России // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 3. С. 186–189.
  23. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008. 337 с.
  24. Болотин А. Э., Данилова Т. В. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 7(113). С. 34–38.

Поступила 06.06.2018

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *