Адаптация курсантов вузов системы МЧС России к смене культурно-образовательной среды

Авторы: Гапоненко М. В., Трояк Е. Ю., Иванов А. А

Для цитирования: Гапоненко М. В., Трояк Е. Ю., Иванов А. А Адаптация курсантов вузов системы МЧС России к смене культурно-образовательной среды // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 3(78). С. 283–288. DOI: 10.24411/1999-6241-2019-13006.

Citation: Gaponenko M.V., Troyak Е.Yu., Ivanov А.А. Adaptation of the Cadets of the Higher Educational Institutions of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination  of Consequences of Natural Disasters in the Changing Cultural  Educational Environment // Psychopedagogy in Law Enforcement.  Vol. 24. No 3(78). 2019. Pp. 283–288. DOI: 10.24411/1999-6241-2019-13006.

Скачать статью: Адаптация курсантов вузов системы МЧС России к смене культурно-образовательной среды

Реферат

Введение. Профилактика нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками является одной из приоритетных задач кадровой политики МВД России. Обосновывается актуальность исследования системы ценностей у сотрудников ОВД как значимых факторов регуляции служебного поведения, поскольку уровень нарушений служебной дисциплины остается высоким. Описано проведение исследования системы ценностей в различных подразделениях органов внутренних дел, исходя из специфики их служебной деятельности. Материалы и методы. Для анализа и сбора данных применялась методика «Адаптированность курсантов», представляющая собой психологический опрос из 60 суждений, на которые курсанты должны выразить степень своего согласия (по шкале от 1 до 3). В опросе приняли участие (анонимно) 423 курсанта 1–5 курсов Сибирской пожарно-спасательной академии. Использовались контент-анализ документов, психологический опрос. Результаты и обсуждение. Рассмотрены проблемы адаптации курсантов вузов пожарно-технического профиля к учебной, научно-исследовательской и служебной деятельности, возникающие при смене культурно-образовательной среды и условий жизнедеятельности, которые оказывают прямое влияние на формирование будущих сотрудников системы МЧС России. Описываются результаты опроса обучающихся академии по методике «Адаптированность курсантов», доказывающие, что уровень адаптации обучающихся зависит от условий их жизни до поступления в вуз, а также от их национальной принадлежности. Определены направления работы, позволяющие повысить уровень адаптации курсантов, поступивших в ведомственные вузы, а также отмечено перспективное направление — создание при школах специализированных классов, позволяющих сформировать у будущих курсантов мотивы, ценностно-смысловые ориентации, нравственную культуру, понимание соблюдения порядка и дисциплины, чувство коллективизма, исполнительности и патриотизма. Выводы. На адаптацию курсантов-первокурсников влияют условия их жизнедеятельности до поступления в вуз, национальная принадлежность, культура, культурные обычаи и традиции.

Основные положения:

1. Успех в учебной, научно-исследовательской и служебной деятельности курсантов зависит от уровня их адаптированности к новой культурно-образовательной среде.
2. На процесс адаптации курсантов к новой культурно-образовательной среде влияют условия жизнедеятельности, предшествующие поступлению в вуз МЧС России.

Ключевые слова: адаптация курсантов; адаптированность курсантов; смена культурно-образовательной среды; готовность к учебной и научно-исследовательской деятельности курсантов; подготовка специалистов пожарнотехнического профиля; вузы системы МЧС России.

Специальность: 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Ссылки:

1. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Проблема адаптации студентов в вузе в условиях смены культурно-образовательной среды // Высшее образование сегодня. 2009. № 11. С. 77–80.
2. Волкова М. Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 239 с.
3. Иванова А. И. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 9. С. 255–259.
4. Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология : учебник. М., 2004. 336 с.
5. Тюрина Н. В. Понятие адаптации в современной психологии // Вестник АГТУ. 2007. № 5(40). С. 152–157.
6. Петрушина Л. В. Теоретические аспекты понимания сущности социально-психологической адаптации // Психологопедагогический поиск. 2009. № 12. С. 136–140.
7. Забегалина С. В., Кириллова Т. В. Особенности личностной сферы и уровень прогностических способностей курсантов Академии ФСИН России как факторы их адаптации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 47–53. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-00009
8. Трояк Е. Ю. Изучение состояния готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе их профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология : сб. науч. тр. Ялта, 2018. Вып. 60. Ч. 1. С. 318–323.
9. Трояк Е. Ю., Пожаркова И. Н., Лагунов А. Н. Модель формирования готовности курсантов МЧС России к научноисследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология : сб. науч. тр. Ялта, 2018. Вып. 60. Ч. 3. С. 331–336.
10. Серебрякова М. В. Проблемы адаптации личности курсанта в период ранней взрослости и их решение в условиях обучения в образовательных организациях системы МЧС России // Problems of modern education : materials of the VII international scientific conference on September 10–11, 2016. Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2016. 202 p. ISBN 978-80-7526-126-7. Pp. 160–164.
11. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 39–45.
12. Ерошенков Н. В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов в образовательной среде вуза МВД России : дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2014. 243 с.

Статья поступила в редакцию: 19.11.2018 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *