Автор: Бородина Т. И.
Для цитирования: Бородина Т. И. Диагностика личностно-профессиональной предрасположенности сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 2(77). С. 186–194. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12009
Citation: Borodina T. I. Diagnostics of Law Enforcement Officers’ Personal Professional Predisposition. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 2(77), 2019. Рр. 186–194 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12009
Скачать статью: Диагностика личностно-профессиональной предрасположенности сотрудников правоохранительных органов
Реферат
Введение. Рассматривается проблема диагностики личностно-профессиональной предрасположенности в целях решения задач качественного отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы. Материалы и методы. В качестве инструмента оценки профессионально важных качеств и реализации диагностики сотрудников применялись профессиографическая анкета О. Липмана (23 эксперта — руководители подразделений ОВД, их заместители и сотрудники, имеющие стаж службы не менее пяти лет), психологические методики и регрессионные модели прогноза профессиональной пригодности кандидатов на службу. Результаты и обсуждение. Личностно-профессиональная предрасположенность рассматривается как генерализованное качество, соотносящееся с требованиями профессиональной деятельности, включающее не только профессионально важные качества, но и потенции личности, а также наличные компенсирующие черты личности, которые необходимо учитывать при отборе; различие профессиональных качеств в рамках изучения разных профессий требует избирательной диагностики и прогноза успешности конкретных людей применительно к конкретной деятельности. На примере трех видов аналитической деятельности анализируются результаты психологического тестирования сотрудников; приводятся расчеты статистических различий экспериментальных выборок, позволяющие убедиться в том, что и требования, и психологические характеристики персонала из разных подразделений отличаются. Приводятся содержательные и математические модели, служащие ориентиром в оценке личностно-профессиональной предрасположенности сотрудников. Выводы. Личностно-профессиональная предрасположенность представлена моделью профессионализирующейся личности, являющейся некой диадой, в которой осуществляется сопоставление системы доминантных, генерализованных качеств сотрудника с набором требований к оптимальному профессиональному функционированию специалистов.
Основные положения:
1. Личностно-профессиональная предрасположенность, в отличие от профпригодности, включает не только позитивные профессионально важные качества, но и качества, опосредованно влияющие на успешность труда, а также качества, их компенсирующие и нейтрализующие.
2. Прогностические модели отбора специалистов по видам оперативно-служебной деятельности разработаны с учетом различных переменных показателей профессионально важных качеств и эффективно отражают разные информационные возможности психодиагностических средств оценки личностно-профессиональной предрасположенности.
Ключевые слова: личностно-профессиональная предрасположенность; предиспозиция; генерализованное качество личности; уровни диагностики предрасположенности; психограмма; профессионально важные качества; личностно-профессиональная пригодность; предметно-содержательная модель; формально-математическая модель; предиктор.
19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика;
19.00.02 Психофизиология
Ссылки
1. Кубышко В. Л., Крук В. М., Носс И. Н., Бородина Т. И. Экспериментальное обоснование модельного подхода в профессиональном психологическом отборе сотрудников правоохранительных органов // Психология и право. 2018. Т. 8, № 3. С. 34–47.
2. Корниенко Е. В., Клетенберг А. В. Удовлетворенность трудом современных государственных служащих: анализ и способы регулирования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 19(112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ udovletvorennost-trudom-sovremennyh-gosudarstvennyh-sluzhaschih-analiz-i-sposoby-regulirovaniya).
3. Караваев А. Ф., Крук В. М., Носс И. Н., Виноградов М. В. Проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 106–113.
4. Wolff D. P. (1993). Assessment as an episode of learning. In R. E.Bennet & (Ets.). Construction versus choice in cognitive measurement: Issues in constructed response, performance testing, and portfolio assessment. Pp. 213–240. Hills-dale, NJ: Erlbaum.
5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е междунар. изд. СПб., 2001. 688 c.
6. Теплов Б. М. Ум полководца // Избр. труды : в 2 т. М., 1985. Т. 1. 328 c.
7. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учеб. пособие для вузов. М., 2001. 511 c.
8. Климов Е. А. Психология профессионала. Психологи Отечества. М.– Воронеж, 1996. 400 c.
9. Карпов А. В. Психология менеджмента : учеб. пособие. М., 2003. 584 с.
10. Stern W. Person und Sache. 2 Band. Die menschliche Personlichkeit. 3 Auflage Leipzig. 1923. S.163 / Цит. по: Теплов Б. М. Избр. тр : в 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 21.
11. Олпорт Г. Становление: Основные положения психологии личности // Избранные труды / пер. с англ. Л. Трубицыной и Д. Леонтьева. М., 2002. 462 с. 12. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1968. 487 с.
13. Платонов К. К. Динамическая функциональная структура личности. Личность и труд. М., 1965. 365 с.
14. Осбёрн Х. Профессиональный отбор // Человеческий фактор : в 6 т. / под ред. Г. Сальвенди. М., 1991. Т. 3. 300 с.
15. Cronbach L. G., Gleser G. Psychological test and personnel decisions, (2nd ed,), Urbana, University of Illinois Press, 1965. 125 р.
16. Липманн О. Психология профессий. Пг., 1923. 107 с
17. Носс И. Н. Профессиональная психология: Психологический отбор персонала. М., 2005. 191 с.
18. Временные методические указания по психологическому обеспечению деятельности подразделений УФСНП России по г. Москве / под ред. С. М. Павлова. М., 1998. 70 с.
Поступила 02.05.2018