Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на предпочтения к созданию селфи у курсантов

Авторы: Цветков В. Л., Кузьмина Е. А.

Для цитирования: Цветков В. Л., Кузьмина Е. А. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на предпочтения к созданию селфи у курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 2(77). С. 201–207 . DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12011

Citation: Tsvetkov V. L., Kuzmina E. A. The Influence of Cadets’ Individual Psychological Characteristics on their Preferences in “Taking a Selfie”. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 2(77), 2019. Рр. 201–207 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12011

Скачать статью: Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на предпочтения к созданию селфи у курсантов

Реферат
Введение. Описана этимология понятия селфи. К явлению «селфи» неоднозначное отношение — от признания новой формой социального взаимодействия до причисления к психическому расстройству. Цель статьи — экспериментально выявить особенности влияния индивидуально-психологических особенностей личности на предпочтения к созданию селфи на примере курсантов. Материалы и методы. В эксперименте приняли участие 110 обучающихся 1–4 курсов. Для оценки дифференцированности уровня притязаний и самооценивания был проведен опрос по методикам О. И. Моткова, К. Роджерса и Р. Даймонда, Леонгарда-Шмишека, а также с помощью ориентационной анкеты «Селфи». Анализировались интернет-ресурсы. Результаты и обсуждение. Рассмотрены различные аспекты самооценки как одного из важнейших компонентов структуры личности человека и ключевого структурного элемента «Я-концепции» личности. На основании различных психологических подходов к пониманию сущности характеристик личности и психологических новообразований экспериментально исследованы индивидуально-психологические особенности курсантов, предпочитающих делать селфи. Выявлены показатели общего позитивного развития самооценки личности курсантов и отдельных факторов личности, т. е. специфические качества. Выводы. Индивидуально-психологические особенности курсантов, предпочитающих делать селфи и не имеющих к этому склонности, различны, на что влияет уровень их самооценки, а также демонстративность, проекция, избранность, самоуничижение, ассертивность, психотизм.

Основные положения:
1.  Самооценка как один из важнейших компонентов структуры личности человека и ключевой структурный элемент «Я-концепции» личности влияет на предпочтение делать селфи.
2. Индивидуально-психологические особенности курсантов, предпочитающих делать селфи и не имеющих к этому склонности, различны. Чрезмерное увлечение созерцанием селфи — признак низкой самооценки.

Ключевые слова: селфи; самооценка; Я-концепция личности; демонстративность; проекция; избранность; самоуничижение; ассертивность; психотизм.

19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика

Ссылки

1. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб., 2003. 512 с.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.
3. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб., 2005. 672 с.
4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 2. 288 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. 398 с.
6. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.
7. Джемс У. Психология / под ред. Л. А. Петровской. М., 1991. 368 с.

8. Mead G. H. Mind, self, and society: From the standpoint of a social behaviorist. Chicago: University of Chicago Press, 1934. 124 p.
9. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 480 с.
10. Ануфриева К. В. «Селфи» как форма проявления нарциссизма личности в современном глобальном сообществе // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Философия. 2014. № 2. С. 79–90.
11. Демидов Д. Л., Беловол Е. В., Цветкова Н. А., Цветков А. В. Двойственная природа социально-психологического феномена селфи: контент-анализ анкетирования // Историческая и образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 8. С. 1–7.
12. Цветкова Н. А., Демидов Д. Л. Феномен селфи и символическое мышление // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. Вып. 3. С. 1–4.
13. Погонцева Д. В. Selfie как современный социально-психологический феномен // Концепт. 2013. № 12. С. 111–115.
14. Самойленко Э. Ю. Соотношение экспертных оценок готовности к экстремальной деятельности и самооценок образа «Я»
сотрудников ОВД // Личность курсанта: психологические особенности бытия : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 15–16 ноября 2012 г. Краснодар, 2012. С. 183–185.
15. Фролов А. А. Роль самооценки в структуре правосознания личности. Краснодар, 2015. 124 с.
16. Ходжич М. В. Исследование особенностей личностного адаптационного потенциала и самооценки профессиональноролевого поведения сотрудников ОВД различных статусных групп : дис. … канд. психол. наук. Самара, 2004. 186 с.
17. Belk R. W. Objectification and anthropomorphism of the self. In S. Brown, & S. Ponsonby-McCabe (Eds.), Brand mascots and other marketing animals (Pp. 19-34). New York: Routledge, 2014.
18. Hood B. The Self Illusion: How the Social Brain Creates Identity. Oxford University Press, 2013. 368 p.
19. Kilner James. The Curated Ego: What Makes a Good Selfie? — BBC News Magazine on Twitter and on Facebook. 145 p.
20. Ouellette J. Me, Myself and Why: Searching for the Science of Selfie. Penguin Books, 2014. 336 p.
21. Pooley J. The consuming self from flappers to Facebook. In M. Aronczyk, D. Powers, & P. Lang(Eds.), Blowing up the brand: Critical perspectives on promotional culture (pp. 71–90). New York: International Academic Publishers, 2010.
22. Мотков О. И. Психология самопознания личности. Практикум. М., 1993. 131 с.
23. Мотков О. И. Методика «Самооценка личности». М., 2003. 78 с.

Поступила 08.05.2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *